МАСЛЕНИЦА - ОБЪЕДУХА, ДЕНЬГАМ ПРИБЕРУХА

Ждали мы Маслену, поджидали,
и блина, и вина ей дали,
думали: она - семь недель,
а она - как один день.
Обманула-провела,
деньги протрясла,
сыр да масло унесла,
в закоулок завела,
а там великий пост - аж до лета мост!
Масленица семь дней гуляет

Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великом постом. Связь между этими видами народного гулянья прослеживается и на уровне названий: итальянское слово «carnevale» (которое буквально переводится как «прощай, мясо») перекликается с одним из наименований масленицы – «мясопуст».
Масленичная неделя (или «сырная седьмица») была как бы подготовкой к строгостям поста: есть мясо уже было запрещено, зато по-прежнему дозволялось вкушать масло, молоко, сыр, рыбу, икру и прочие вещи, о которых не стоит читать на голодный желудок. И, разумеется, блины, многократно и вкусно описанные русскими классиками: Чеховым, Куприным, Лермонтовым, Шмелевым, Буниным…
По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. Например, не принято было резать блин ножом или накалывать на вилку. Такое непочтительное поведение считалось оскорблением для небесного аналога и вполне могло повлечь за собой неурожай, голод и прочие несчастья. «Блин не сноп – на вилы не наколешь» - гласила пословица.
Во время масленицы существовала традиция много ходить по гостям и принимать их у себя.
Первый день масленой недели назывался «встреча». Масленица всегда в России отмечалась широко. Сам Петр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот. Инициаторами и участниками праздника были также Екатерина I и Екатерина II. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце - победу добра над злом. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным. В понедельник с утра народ (обычно дети) сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело Масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место. В зажиточных семьях начинали печь блины. Родственники, собираясь вместе у кого-то в гостях, обговаривали культурную программу на предстоящую неделю. А выбирать было из чего: катание на горках и качелях, прогулки в нарядных санях, кулачные бои, карусели, балаганы, кукольные представленья, алкогольные возлияния с пением, оборона снежного городка и другие здоровые развлечения. При этом многие из них были связаны с приметами: чем дольше съезжаешь на санках с ледяной горы, тем длиннее будет лен, а чем громче смех и шум – тем обильнее будет урожай.
Вторник назывался «заигрыши». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе – есть блины и кататься с ледяных горок: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать».
Среда («лакомки») была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).
Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои, в одном из которых оскорбленный купец Калашников сошелся со своим обидчиком – наглым опричником Кирибеевичем. Другим событием этого дня было взятие снежного городка - символическая битва весны и зимы, отраженная Суриковым на одноименном полотне. А еще принято было устраивать буйные пирушки с песнями и распитием хмельных напитков.
Пятница («тещины вечерки») давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Зять должен был самолично пригласить тещу с вечера, а утром – еще и прислать за ней специальных посыльных – «званых».
Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (для тех, кто путается в терминах родства, напоминаем, что золовкой называют сестру мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить.
И, наконец, воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом (в некоторых случаях – топили в проруби или разрывали на части), чтобы ускорить наступление весны. Иногда в «погребальном» костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными, порой непристойными, прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное:
Масленца - блиноеда,
Масленца - жироеда,
Масленца - обируха,
Масленца - обмануха.
Обманула, провела,
Нам блинов не дала.
или так:
Масленица-обманщица
Мимо красного села
Обманула, провела,
На великий пост
Дала редьки хвост!

Широко праздновали масленицу на Руси! Недаром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки "не все коту масленица", "не житье, а масленица".

Как праздновать Масленицу и Прощеное воскресенье

Все имеет свою противоположность: лето- зима, день - ночь, детство - старость... Вот и веселая Масленица имеет строгое, суровое завершение - Прощеное воскресенье.
Как известно, Масленица - это прощание с зимой и встреча весны. Но откроем мифологический словарь: персонаж, воплощающий плодородие, а также зиму и смерть. Масленицей называли и соломенное чучело, наряженное в женское тряпье с блином или сковородой. Чучело сначала величали, потом с ним веселились и уже в завершение хоронили или провожали, разрывая или сжигая его за околицей.
Масленица - это как бы грустно-веселый праздник, "веселые" похороны, отсюда ритуальные поминальные блины. Не забудем и о том, что Масленица обычно бывает в конце февраля - начале марта, что соответствовало раньше концу года, который на Руси начинался с 1 марта, с весны. Масленица попадала на полную смену времен года. А вместе с природой как бы "умирали" и люди, а потому прощались с целованием, чтобы вновь "возродиться" в чистоте своей души и духа.
Значит, в образе Масленицы заключены конец и начало года, конец одного и начало другого этапа в жизни людей, тесно связанной с природой, ее законами. Наверное, один из смыслов праздника в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года, конец жизни (зима всегда была аллегорией старости) - и одновременно сливается в бесконечность - все возрождается к новому движению.
Конечно, Масленица - это радость, потому что прожит еще один год и впереди новая жизнь, новый урожай! И потому в Масленице столько стихийной силы, озорства, свободы, чувственности, безудержности - игры, пляски, обильная еда, кулачные бои, ряженые, хотя безграничное веселье порой приводило и к печальному концу.
"Масленица пришла: так до Бога ли им теперь? - читаем в сборнике проповедей "Сеятель", обращенных к простому народу. - О заблудшиеся мои дети! Злой обычай обуял вас и отнял у вас почти всякое рассуждение... праздник, выдуманный язычниками... учрежден был в честь самого гнусного их идола Бахуса... Что хорошо и положено делать в настоящие дни, как, например, прощаться с живыми и умершими в прощеный день... Прошу вас, братие, проститесь друг с другом, проститесь не устами только и наружно, а от всего сердца, и Господь Бог простит вам грехи ваши".
Православная церковь особенно поддерживала прощальную часть Масленицы, это находилось в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним: "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Евангелие от Матфея 6, 14-15). Законы нравственности - любви и прощения - едины во все времена.
Жизнь, тесно связанная с природой, определила и обряд прощания. Прощались со старым прожитым годом, со старыми обидами, чтобы не отягощали и не омрачали они новую жизнь. Прощались - простились с живыми и мертвыми, и потому ходили на кладбище. Вселенский смысл праздника - единство не только человека с природой, но единство живых и умерших - подчеркивается и важной родительской субботой - поминовение усопших, которая бывает перед Масленицей и называется Вселенской.
А сколько смысловых нюансов вскрывает В.Даль в толковании слов "прощать, простить"! 1. Делать простым от греха. "Бог тебя простит" - ответ просящему, т.е. не мне тебя прощать, я такой же грешник. Гость - гости, а пошел - прости; за прощеную вину да Бог не мучит. 2. Освободить от мук, болезни. Человека Бог прощает, исцеляет или берет к себе. 3. Прощай. Не поминай лихом. 4. Умирая, прощаются с Богом, с белым светом и с добрыми людьми. 5. Проститься у кого, просить прощения. Сегодня прощеный или прощальный день, целовник.
В минуты прощания наступает тишина, серьезность, ответственность.
Чин прощания-прощения - психологически очень трудный для людей. Для этого требуются мужество, душевная сила, смелость. "Идти к Гришке и поклониться в ноги?.. А вдруг он возьмет и скажет: "Не прощаю!"? ...Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились" (И.Шмелев).
Церковь во время масленичной недели вспоминает первородный грех человечества - грех Адама, который, по христианскому учению, каждый человек несет в себе как причину несовершенства. Уже идет преддверие Великого Поста, поют и читают покаянные молитвы. И все-таки в народе это радостная, светлая неделя, приподнятое настроение.

Пришла масленая неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Отсюда примета: есть блины на масленицу - к деньгам.



Сайт создан в системе uCoz